ИСТОРИЯ В ЛЮДЯХ

Шатров Илья Алексеевич
 
Илья Алексеевич Шатров
Место рождения
Место смерти
Годы службы
Звание
Командовал
военные оркестры
Сражения/войны
Награды
   
Илья́ Алексе́евич Шатро́в (1 апреля 1879 — 2 мая 1952) — русский военный музыканткапельмейстер и композитор,майор.
Содержание
Биография
Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области в семье отставного унтер-офицера.
С детских лет он научился играть на балалайке и гармошке. Был определён воспитанником в музыкальную команду гвардейского пехотного полка. Там он научился играть на барабане и трубе. Был направлен на учёбу в Варшавскиймузыкальный институт.
После окончания институт служил в 214-м Мокшанском пехотном батальоне в Екатеринбурге. C началом русской-японской войны батальон был развёрнут в полк и отправлен на Дальний Восток. В феврале 1905 года Мокшанский полк принял участие в сражении под Мукденом. В одном из боёв полк был окружен японцами, погиб командир полка, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ оркестру играть боевые марши. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и в конце концов прорвал окружение. Из всего личного состава полка в живых осталось только 7 музыкантов. Илья Шатров за этот подвиг был удостоен офицерского ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами, а музыканты знаков Святого Георгия и серебряных труб.
После возвращения в Россию Шатров в Златоусте написал первый вариант вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам. В 1907 году в Самаре он написал новый вариант вальса и вскоре выступил в городском сквере с духовым оркестром с исполнением этого вальса. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с записью вальса стали пользоваться большой популярностью.
Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение «Осень настала» на слова Я. Пригожего.
В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.
В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к граммзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться. Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать платинки с накленными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.
После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельместером красной кавалерийской бригады. После окончанияГражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 демобилизовался и остался работать в Тамбове. С началом Великой Отечественной войнывновь вернулся в армию: служил капельмейстером дивизии. Неоднократно награждался. После войны Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе.
Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Скончался в Тамбове 2 мая 1952 года.


Произведения

                         ·        «На сопках Маньчжурии»                                                              

·        «Дачные грёзы»
·        «Осень настала»
Награды
·        Серебряная медаль «За усердие» (1904)
·        Медаль «За боевую доблесть»
Память
·        Похоронен на Воздвиженском кладбище в Тамбове. Над могилой — плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса „На сопках Маньчжурии“».
·        Мемориальные доски на здании Тамбовского военного авиационно-инженерного института и на домике, в котором он жил.



ШАТРОВ ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ 
130 лет со дня рождения
Музыкант, композитор
1 апреля (20 марта) 1879
1879-1952
 
   Военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова прославил вальс "На сопках Маньчжурии". Популярность произведения до сих пор возбуждает интерес к личности автора. За десятилетия после его кончины появилось множество статей в сборниках, журналах и газетах, а в 1978 г. в Воронеже опубликована небольшая книга В. К. Степанова "Капельмейстер - Илья Шатров". Читатель обнаружит немало разночтений в публикациях, посвященных известному музыканту. Сегодня его биография изобилует мифами, домыслами и ошибками. Среди статей выделяются публикации Г. Еремина, Л. Ереминой и Ю. Окунцова, которые имеют документальную основу и исправляют многие неточности в биографии Ильи Шатрова.
    И. А. Шатров родился 1 апреля 1879 г. в небольшом уездном городе Землянске Воронежской губернии. Однако на беломраморной плите, установленной на могиле композитора, вызолочены даты жизни 1885-1952. Многие исследователи считают, что музыкант родился 1 апреля 1885 г. Поэтому в Тамбове в 2005 г. отмечалось 120-летие известного земляка. Эта версия неверна: во всех личных анкетах и автобиографиях Илья Шатров писал, что родился в 1879 г.
   Будущий композитор происходил из купеческой семьи. Его отец - Алексей Михайлович - имел булочную и чайную. После того, как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя Ильи Алексеевича - Михаил. Отец вернулся из армии унтер-офицером и, как отмечал Илья Алексеевич в автобиографии, устроился на службу в земство. В отсутствие отца воспитанием Ильи занимался дядя Михаил, который способствовал развитию у мальчика музыкальных способностей. Он приобрел для племянника балалайку и гармонь, и начинающий музыкант освоил их самостоятельно. Примечательно, что дочь Михаила - Елена (в замужестве Фафинова) также связала свою жизнь с музыкой: она окончила Московскую консерваторию и выступала в Большом театре.
 
   После смерти отца в 1893 г. мать поступила на работу в Землянскую богадельню, а Илью определили через местного уездного воинского начальника воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. До этого Шатров окончил четырехклассное начальное и трехклассное уездное училища.
   В полковой музыкальной команде Илья освоил барабан и духовые инструменты. В 1895 г. он поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 г. со званием военного капельмейстера. Существует мнение, что И. А. Шатров окончил институт в 1903 г. Опубликованный текст выпускного аттестата, датированного 13 сентября 1900 г. и подписанного директором и членами педагогического совета, доказывает ошибочность этой версии.
   Окончив институт, Илья Шатров вернулся в родной Землянск, где оставался до 1903 г. В марте 1903 г. его назначили капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона, в котором он прослужил до расформирования части в 1910 г. Прибыв в Златоуст, место дислокации батальона, Илья Алексеевич принял на себя руководство оркестром. В Златоусте он познакомился с местными любителями музыки: священником Симеоновской церкви Лавром Иродионовичем Фенелоновым и его женой Ольгой Аркадьевной. Она хорошо играла на пианино и музицировала с молодым капельмейстером. В музыкальный кружок также входили врач заводского госпиталя Эдуард Шлипер и учитель Евгений Симбирцев (они играли на скрипке). Здесь же Шатров приобрел подержанное пианино фирмы "Шредер" и занимался на нем композицией.
   Перед русско-японской войной 214-й Мокшанский резервный батальон был развернут в полк, для чего в Екатеринбурге сформировали второй батальон под командованием подполковника А. П. Семенова. Туда же 28 мая 1903 г. со своим оркестром прибыл И. А. Шатров. Екатеринбургская газета "Урал" 1 июня 1903 г. сообщала: "Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся еще 2 роты означенного батальона. Теперь, по крайней мере, музыкальный слух местных жителей не будут резать дисгармонические звуки существующего у нас духового крыловского "Квартета", играющего на катке". Через два дня, 3 июня, та же газета констатировала в информации "Екатеринбургский ипподром": "Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка. Людям, не заинтересованным спортом, стоило быть на бегах даже ради того, чтобы послушать музыку военного оркестра, превосходящую исполнением наши бальные оркестры". Игра военного оркестра впечатлила Екатеринбург, но музыканты недолго радовали горожан: в конце января 1904 г. началась русско-японская война.
   В Златоусте развернулось формирование новых воинских частей 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбурга в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял и оркестр И. А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II в сопровождении наследника престола великого князя Михаила и многочисленной свиты. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай II напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.
   4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, - который успешно оборонял во время ляоянских боев. Позже воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.
   Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражение с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И. А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П. П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял убитыми и ранеными 2339 человек -свыше половины личного состава.

И. А. Шатров в Самаре. 1908 г.
 
   За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, для нижних чинов - на головные уборы с надписью "За отличие в русско-японской войне 1904-1905 гг.". Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками Военного ордена, а оркестр получил серебряные трубы.
   Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также были отмечены. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. "за отлично-усердную службу при военной обстановке" его наградили серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали "За отлично-усердную службу и особые труды", однако это было нарушением правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И. А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, - и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: "Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной… золотой медали с надписью "За усердие" для ношения на груди на Станиславской ленте… награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами". Таким образом, он стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным столь высокой награды.
   В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк еще восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. Илью Шатрова демобилизовали в Златоуст. Война оставила глубокий след в его душе. Он был впечатлен и потрясен страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" (ныне известен под названием "На сопках Маньчжурии"). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И. А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса появилась летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композиторомО. Ф. Кнаубом (1866-1920). Он помог И. А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 г. появилось первое нотное издание вальса "На сопках Маньчжурии". В 1908 г. О. Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. они были переизданы 82 раза. Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма "Зонофон" продала 15 тыс. пластинок.
   Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю С. П. Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). В годы Великой Отечественной и советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.
   В Самаре молодой капельмейстер, влюбленный в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс "Дачные грезы". Новый вальс также издавался О. Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса "Осень настала". В 1907 г. И. А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е. П. Шихобаловой.
   В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом. Когда он выздоровел, город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк Пятой Армии. Позже в одной из анкет И. А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.
   В 1920-х гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-х гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединенной краснознаменной кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он встретил на боевом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И. А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. В 1945 г. появилось последнее произведение композитора - "Голубая ночь над Порт-Артуром", но оно не получило известности.
   С 1947 г. Илья Шатров руководил военным оркестром 100-го полка 31-й гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: "На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером… Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место… Являясь автором вальса "На сопках Маньчжурии", владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза" (май 1951). Знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель "русского национального вальса" скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.
Н. А. Антипин

ШАТРОВ, И. На сопках Маньчжурии [Ноты] / И. Шатров // Старинные вальсы для духового оркестра. - М., 1988. - Вып. 1. - С. 24-39.
ШАТРОВ, И. Голубая ночь : вальс [Ноты] / И. Шатров // За околицей : попул. музыка для баяна или аккордеона. - М., 1994. - Вып. 12. - С. 49-51.
* * *
ОКУНЦОВ, Ю. П. Шатров Илья Алексеевич / Ю. Окунцов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 364.
ОКУНЦОВ, Ю. Шатров Илья Алексеевич / Ю. Окунцов, В. Чабаненко // Златоустовская энциклопедия : в 2 т. / ред.-сост.: А. В. Козлов [и др.]. - Златоуст, 1997. - Т. 2. - С. 225.
ОКУНЦОВ, Ю. П. Двести четырнадцатый Мокшанский пехотный полк / Ю. П. Окунцов, 
В. Г. Семенов, Г. Г. Канинский // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: 
К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2004. - Т. 2. - С. 29.
СТЕПАНОВ, В. К. Капельмейстер - Илья Шатров / В. К. Степанов. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978. - 75 с.
ЗАЕЦ, А. Р. Полки из Златоуста в Русско-японской войне / А. Р. Заец // Вторые Бушуевские чтения : сб. материалов / под ред. В. И. Чуманова. - Челябинск, 2004. - С. 89-99.
КЕДРОВ, А. Место рождения - Златоуст / А. Кедров // Рифей, 1990 : урал. краевед. сб. / сост. А. П. Моисеев. - Челябинск, 1990. - С. 267-268.
ЕРЕМИН, Г. "На сопках Маньчжурии" / Г. Еремин, Л. Еремина // Музык. жизнь. - 2007. - 
№ 5. - С. 41-42.
АНТИПИН, Н. А. 100 лет "русскому национальному вальсу" / Н. А. Антипин // Челяб. рабочий. - 2006. - 28 июля.
БОГДАН, Г. Вальсу скоро будет сто / Г. Богдан // Златоуст. рабочий. - 2002. - 13 июля.
ОКУНЦОВ, Ю. П. Военной музыки оркестр / Ю. П. Окунцов // Златоуст. рабочий. - 1996. - 23 февр.
БИРЮКОВ, Ю. "На сопках Маньчжурии" / Ю. Бирюков // Родина. - 1995. - № 2. - 
С. 119-124.
ЕРЕМИН, Г. В. "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" / Г. В. Еремин // Воен.-ист. журн. - 1992. - № 10. - С. 83-85.
ЕРЕМИНА, Л. "На сопках Маньчжурии" / Л. Еремина, Г. Еремин // Музык. жизнь. - 1980. - № 20. - С. 22.

БЕЛЮШИН, М. "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" / М. Белюшин // Урал. - Свердловск, 1976. - № 2. - С. 148-149.
ШИЛОВ, А. Три русских вальса / А. Шилов // Совет. эстрада и цирк. - 1965. - № 11. - 
С. 30-31.
 

 




Бахметьев Владимир Матвеевич        
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Род деятельности:
прозаик
Направление:
Награды
 
Владимир Матвеевич Бахметьев (1885—1963) — русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма.
Биография
Владимир Матвеевич Бахметьев был выходцем из семьи чиновника. До 1905 года юноша свой литературный талант никак не проявил и после окончания уездного училища работал писцом в городской управе. В это время в Землянске начала выходить газета «Красный лапоть», в которой Владимир опубликовал свои первые стихи, рассказы и повести, посвященные жизни крестьянства. Тогда же его увлекла революционная работа, за которую в 1908 году он был арестован и сослан в Барнаул. Оттуда писатель переехал в Новониколаевск, где вступил в ряды РСДРП в 1909 году.
С 1914 года он живет и работает в Томске, где судьба сводит его с В. Шишковым. В 1915 году литератора снова арестовывают за антивоенную пропаганду. После революции Владимир Бахметьев занимается организацией народного образования.
В 1921 году он переезжает в Москву, где становится членом литературной группы "Кузница". В этот период он пишет рассказы, в которых преобладают темы героизма («Одна ночь», «Железная трава») и женских судеб («Мать», «Ошибка», «Ее победа»). В 1934 входил в первое правление СП СССР.
Творчество Бахметьева не вписалось ни в одно из зарождавшихся течений современного ему искусства. Мало того, оно вступило в противоречие с ними. В своих литературно-критических статьях писатель выступал против новых направлений в литературе, в частности, против символизма. Его произведения носили сугубо реалистичный характер. Ему нельзя отказать в знании жизни, наблюдательности, чувстве языка. В романе «Преступление Мартына» Бахметьев исследует причины, побудившие главного героя в самый ответственный момент покинуть вверенный ему эшелон с беженцами и партийной кассой. Это произведение вызвало бурную дискуссию в печати, и в 1947 роман вышел в переработанном по партийным указаниям виде. После войны, все время оставаясь в русле реализма, писатель публикует ряд рассказов, темой которых становится героизм советских солдат на поле боя.
Книги
·        На земле, 1924
·        Преступление Мартына, 1932
·        Наступление, 1938, в переработанном виде под названием «У порога», 1941
·        Собр. соч. В 3-х тт., 1926-30
·        Избранное, 1947, 1953
·        Избр. произв. В 2-х тт., 1957
Источники
·        Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8



 
 
Аринчин Николай Иванович

Николай Иванович Аринчин (28 февраля 1914, город Землянск Воронежской области — 1999) — член-корреспондент НАН Беларуси, известный своими работами в области сравнительной и эволюционной физиологии и экологии, геронтологии, физиологии и патологии кровообращения и мышечной деятельности. Н. И. Аринчин создал новое научное направление — экстракардиологию, обосновал 23 новых научных термина, которые внесены в «Словарь физиологических терминов»[1], при этом он являлся видным общественным деятелем.
Аринчиным Н. И. и его коллегами опубликован ряд работ, рассказывающих о присасывающе-нагнетательном микронасосном свойстве скелетных мышц в научной[2] и научно-популярной[3] формах. Важность темы и умение Николая Ивановича интересно излагать материал предопределили успех научно-популярной книги «Периферические „сердца“ человека»[4].

Примечания
^ Словарь физиологических терминов. — Наука, 1987. 446 с.
^ Аринчин Н. И., Борисевич Г. Ф. Микронасосная деятельность скелетных мышц при их растяжении.— Мн.: Наука и техника, 1986—112 с [1]
^ Аринчин Н. И. Реформа здравоохранения. Здравосозидание. — Мн., 1998. — С. 18-25. [2]
^ Аринчин Н. И. Периферические «сердца» человека. 2-е изд., М.: Наука и техника, 1988, 64 с [3]
Литература о Н. И. Аринчине
Николай Иванович Аринчин: Библиогр. науч. трудов / Сост. Я. Т. Володько, Л. А. Ефимова, Ю. Л. Соломоник, В. Н. Шумилов. — Мн.: Беларуская наву-ка, 1999. — 79 с ISBN 985-08-0292-8
Памяти ученого / Член-корреспондент АРИНЧИН Николай Иванович
Волотовский И. Д., Лобанок А. Г., Гурин В. Н. и др. Николай Иванович Аринчин (К 85-летию со дня рождения). Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия биологических наук, N 1, 1999 (С. 131—132)
Волотовский И. Д., Лобанок А. Г., Гурин В. Н., Хотылева Л. В. Памяти Николая Ивановича Аринчина. Учёные Беларуси. Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия биологических наук, N 1, 2000 (С. 145—146)
 


Баев Владимир Андреевич 
[
10.05.1924-12.03.1945]

       родился 10.5.1924г. в с.Землянск ныне Семилукского р-на Воронежской обл. в семье служащего. Русский. Окончил 9 классов. В Красной Армии с 1943г. 
       В боях Великой Отечественной войны с февраля 1944г. 
       Наводчик 45-мм пушки 1283-го стрелкового полка (60-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 2-й Белорусский фронт) рядовой Баев 26- 30.3.1944г. в боях за г.Ковель (Волынская обл.) истребил до 20 фашистов и подавил 4 пулеметные точки. Находясь в окружении в составе полка, продолжал вести огонь по противнику, нанося ему большой урон. 
       23.4.1944г. награжден орденом Славы 3 степени. 
       В наступательных боях 5-8.7.1944г. у населенных пунктов Задыбы, Добжинск (Волынская обл.) Командир орудийного расчета младший сержант Баев в том же боевом составе (1-й Белорусский фронт) с бойцами уничтожил 14 гитлеровцев, 5 пулеметных точек. Проделал проход в минном поле, обезвредив 12 противотанковых и 18 противопехотных мин противника. 
       19.8.1944г. награжден орденом Славы 2 степени. 
       17.01.1945г. при освобождении г.Вышегруд (Польша) Баев прямой наводкой подбил штурмовое орудие и 75-мм пушку, сжег автомобиль с боеприпасами, 4 повозки с военным имуществом и вывел из строя около 20 солдат и офицеров противника. 
       31.5.1945г. награжден орденом Славы 1 степени. 
       Погиб в бою 12.3.1945г. в р-не населенного пункта Беелитц (Германия).



Анна Куприяновна Барышникова

Анна Куприяновна Барышникова (прозвище Куприяниха); 24 августа 1868ЧуриковоЗемлянский уездВоронежская губерния — 23 августа 1954Большая Верейка) — русская сказочница.

Биография

Родилась в деревне Чуриково(Верейка) расположенной близ села Большая Верейка, Землянского уезда (ныне Рамонского района) Воронежской губернии. Её дед по отцовской линии — крепостной Левон Алексей Колотков. Отец Анны Куприяновны, Куприян Левонович, вышел на «волю» без земли и до преклонных лет ходил в пастухах. С восьми лет дочь помогала отцу пасти коров и овец. И дед, и отец мастерски рассказывали озорные и волшебные сказки. От них Анна Колоткова (по мужу Барышникова) унаследовала искусство творить и рассказывать сказки. Прожила А. К. Барышникова 86 лет. Скончалась 26 августа 1954 года в селе Большая Верейка, где прожила большую часть своей жизни.

В разнообразном репертуаре Барышниковой было более 100 сказок: прекрасно разработанные волшебные сказки, острые сатирические сказки о баринах и попах, веселые сказки о животных. Сама Барышникова больше ценила свои волшебные сказки. Для них характерны традиционные приемы повествования, рифмовка, живой, образный диалог. Исполнение Барышниковой отличалось высоким мастерством, тонким юмором. Из ее опытов создания патриотического репертуара выделяется сказка «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал» (1949).

Начиная с 1925 года, её сказки неоднократно записывали фольклористы, они появились в печати. Особенно интересны сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона медом угощали». В годы Великой Отечественной войны она сложила сатирическую сказку «Как немецкий генерал к партизанам в лес попал». Есть сказ о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и сказ «Москва красная — столица прекрасная». Известная воронежская сказительница прожила ровно 86 лет и похоронена в Большой Верейке Рамонского района. Небольшая деревушка Чуриково под Большой Верейкой относилась в пору ее рождения к Землянскому уезду, поэтому ее считают своей и семилукцы. Левона Алексеевича Колотнева, ее деда, с семьей местный помещик выиграл в карты и привез на жительство в Чуриково. Отец писательницы Куприян Левонович был пастухом. Но, несмотря на тяжелую долю, оба, дед и отец, были балагурами-весельчаками, знали много сказок, и, может быть, передалось Нюре это умение самой сочинять различные фантастические истории. Анна Колотнева (по мужу Барышникова) в детстве потеряла отца. Рано умер и муж. Работала по найму, чтобы прокормить пятерых детей. С 1925 года, когда на Анну Куприяновну обратили внимание местные и заезжие собиратели фольклора, начали публиковать ее истории и сказки в печати. Признав талант «бабушки Куприянихи» как рассказчицы-сочинительницы, ее принимают в Союз писателей и награждают орденом Трудового Красного Знамени. С той поры книги Куприянихи выходили не один раз. Сказки Барышниковой нашей замечательной сказительнцы, знает весь мир.

Творчество

  • Гринкова Н. П. Сказки Куприянихи // Художественный фольклор. 1926, [кн.] 1;
  • Сказки Куприянихи. Запись сказок. Статья о творчестве Куприянихи и коммент. А. М. Новиковой и И. А. Осовецкого. Воронеж, 1937;
  • Сказки А. К. Барышниковой / Сборник сост. В. А. Тонков. Воронеж, 1939.


DJ Krap 
Максим Свиридов
31 января 1990
Основной стиль: House
Любимые стили: Deep House, Electro House, Funky House, Tech House, Vocal House
 
DJ, промоутер с 2009 г.
Часто бывает: РК Жара (Воронеж)

Родился в Воронежской области Семилукского района, в Селе Землянск. Лет с 14 начал слушать клубную музыку, устраивал по выходным дискотеку!! но приехав в воронеж я устроился в РК"Жара".Там я освоил технику диджейства и начал играть!!!



Никулин, Григорий Георгиевич (старший)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии[править]
 
Григорий Георгиевич Никулин (старший)
Григорий Георгиевич Никулин
Имя при рождении:

Григорий Георгиевич Никулин

Дата рождения:

1922 год

Место рождения:

СССР

Дата смерти:

15 августа 2007

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

СССР

Профессия:

кинорежиссёр
сценарист

Карьера:

19531999

Награды:
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — 1982
IMDb:

ID 0631987

Никулин, Григорий Георгиевич (старший) (19222007) — режиссёрсценарист, лауреат Государственной премии РСФСРимени братьев Васильевых за четырехсерийный фильм 20-е декабря.

[править]Биография

Родился в 1922 г. в с. Большая Трещевка Землянского района Воронежской обл.(ныне село Рамонского района)

В 1941—1948 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1945—1948 гг. работал военным следователем в г. Потсдам.

В 1953 г. окончил режиссерский факультет Ленинградский государственный театральный институт им. A. H. Островского

В 1953—1957 гг. — режиссер-постановщик Ленинградского гос. Большого драматического театра им. М. Горького.

С 1957 г. — режиссер к/с Ленфильм.

Преподавал режиссерское мастерство в Ленинградском институте культуры.

Ушёл из жизни 15 августа 2007 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

[править]фильмография

[править]


Орлов Герман Тимофеевич
Герман Орлов фотографии
Родился 24 ноября 1921 года в деревне Красная Долина Землянского уезда Воронежской губернии.


Советский и российский актер.
Заслуженный артист РСФСР (14.04.1986).
Народный артист РФ (14.01.2002).

В 1934 году, после того, как отца призывают на службу в ряды Военно-морского флота, переезжает, вместе с семьей на постоянное место жительства в Кронштадт.
Артистическую деятельность начал в 1939 году юнгой в Театре Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадте. 
В 1940 году театр направляет Г.Т. Орлова на учёбу в Ленинградский государственный институт им. Островского.

Участник Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 годы служил в военном Театре Балтийского флота, находясь в блокадном Ленинграде. В 1941 году, в ноябре, был ранен. Всю войну артист участвовал в концертах на кораблях, аэродромах, в легендарной крепости «Орешек», в тылу у немцев на острове Лавасаари. Наибольшей популярностью пользовались его сатирическая песня "Барон фон дер Пшик".

С 1945 года был артистом Ленгосэстрады, «Ленконцерта» («Петербург-концерта»).
Выступал в паре с Михаилом Курдиным, позднее - с Венедиктом Нечаевым.
Исполнял стихотворные монологи, интермедии и сценки, пел песни, выступал как конферансье. Среди лучших программ разных лет: "Первое свидание", "1000 почему", "Как важно быть веселым", "Всё это только в Ленинграде". Один из наиболее популярных ленинградских эстрадных актеров 1950-1970-х годов. Известностью пользовались его выступления с эстрадными монологами и фельетонами (среди основных авторов - В. Константинов и Б. Рацер, А. Хазин, З. Гердт).
В последующие годы, работая то один, то руководя эстрадным коллективом, создавая большие эстрадные программы, становится одним из ведущих артистов советской, российской эстрады.

Автор книг воспоминаний "Монолог длиною в жизнь: Рассказы артиста эстрады" (1991), "Свой среди своих" (1996), "Откровения ленивого артиста" (2001).

Ушел из жизни 7 декабря 2013 года. Похоронен на Ново-Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден Почета (2.08.1997).
Орден Отечественной войны I степени (1985).
Медаль «За боевые заслуги» (1944).
Медаль «За оборону Ленинграда» (1944).
Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946).