Возникновение.

Землянск возник как город-крепость созданный в числе других оборонных пунктов, таких как Новый Оскол, Каротояк, Острогоржск, Ольшанск, Усмань для обороны от набегов крымских татар. К северу от этого отрезка защитной Белгородской черты оказалась обширная, почти не заселенная территория на стыке Воронежского, Старооскольского и Елецкого уездов, и именно здесь и сложился Землянск. 

Он находился под 50 град.45 мин. восточной долготы и 51 град. 50 мин.30 сек. северной широты, большей частью на косогорах, склоняющих к речкам Землянске и Вислому Ко­лодезю, кои у города соединялись, а в 15 верстах впадали в реку Ведугу. Расстояние от губернского города 41 верста, от Москвы 664 версты. 

В нем по указанию царя Алексея Михайловича в 1657г. было поселено 20 старых солдат, которым было назначено по 20 четвертей земли на человека. Но существует и другая дата основания города - 1656 г. Именно тогда, в связи с перемирием в русско-польской войне начали получать землю за Доном, отпущенные по домам воронежские солдаты. Эта дата и встречает у въезда в нынешний Землянск.

Начальными жилищами упомянутых солдат были землянки при соединении речек Землянки с Вислым Колодезем (Серебрянки). Так возник Землянск на берегах неболь­шой речки Землянки. От нее и получило свое название село. Собственно так чаще всего воз­никали наименования нашего края. 

Конкретным поводом, давшим толчок к возникновению из военного поселения го­рода Землянска, было появление в 1660 году в Воронежском уезде большой группы украинских переселенцев или черкас, как их называли в России того времени. Черкасы пришли от татарского разорения с женами и детьми, во главе группы стоял атаман Осип Дашкеев, а с ним пришло около тысячи семей. Они сами приискали меж Воронежем и Старым Осколом свободную землю. На место, выбранное черкасами, был послан драгун­ский голова Орлова-городка Савелий Хомицкий, который составил чертеж. Чертеж рассматривался в Разрядном приказе и, по всей вероятности, на заседании Боярской Ду­мы. После этого уже в 1661 г. вышел царский указ «Для береженья от приходу воинских людей на Землянском городище устроить жилой город». Строительство города было поручено Разрядным приказом Гавриилу Островскому. Он же должен был остаться вое­водой в новом городе. 

Островский выехал из Москвы 10 октября 1661 г. и 29 октября приехал к слиянию речек Землянки и Вислого Колодезя. В своем донесении он сообщает, что на месте ока­залось только 400 черкас, а остальные разбрелись кормиться по сторонам, работать на хлеба. Выяснилось, что изб черкасы не построили. Ожидая думского решения, они жили в землянках и что « лошадинок, и животинки, и пашенного, и дворового заводу у них нет». Островский сообщает также, что «немедленно город Землянкc начал делать». Не вполне ясно, сколько служилых людей участвовало в строительстве городских укреп­лений. В одном из донесений Островский пишет, что с ним находятся 10 воронежских стрельцов, были также елецкие стрельцы. Основные строительные работы выполняли черкасы, к 18 ноября их собралось уже более 500 человек. Русские служилые люди руко­водили работами украинских переселенцев, неопытных в строительном деле. «А без служилых, государь, русских людей, - пишет в Москву воевода, - для городового береженья и всякого строения было не мочно, и за черкасы, государь, к городовому вся­кому делу - собрать их, нарядить и досмотреть, послать опроче служилых людей неко­го». Землянским черкасам Гавриил Островский выдавал жалованье - по десять рублей человеку - они становились теперь служилыми людьми Российского государства. Жа­лованье он раздавал по ночам, чтобы не замедлить строительство города. До наступле­ния зимы была построена городская стена в 219 саженей, заложено 6 глухих башен и 2 башни с воротами. 

Весной 1662 г. строение городского укрепления в основном закончилось. Тогда же вокруг города был выкопан ров. В это время в Землянске вновь появился Савелий Хо­мицкий, с ним подьячий Максим Васильев. Они отвели черкасам землю под пашню «по восемь четвертей человеку в поле». Следует отметить, что эта норма для южно­русских служилых людей была минимальной. Ко времени наделения землей в Землян­ске собралось уже «на житье» 850 черкас с семьями. Воеводой Землянска по-прежнему оставался Гавриил Островский. 

Осенью 1667г. крепость имела форму «рубленого» города. Стены были сделаны из соединенных с друг с другом дубовых бревенчатых срубов, частично засыпанных землей. 

По обыкновению над стеной с наружной стороны нависали «облами», которые крепи­лись на столбах из выпускных клеток. Город имел восемь башен, из них две - с проезжи­ми воротами: 

Московская - проезжая 

Спасская 

Середняя 

Землянская - наугольная 

Середняя - наугольная 

Наугольная 

Землянская - проезжая. 

Протяженность городской стены между перечисленными башнями равнялась соответственно 23,40,30,29,32,27,20, 50 саженям. Окружность крепости составляла таким образом 300 саженей или 600 метров. Среди Землянских башен выделялась своими раз­мерами Спасская. Она имела несколько междуэтажных перекрытий и являлась восьми стен. В плане она представляла собой правильный восьмиугольник. Остальные семь башен были сделаны в четыре стены. Наличие одной большой башни, резко отличав­шейся от остальных, было типичным явлением для тех южнорусских городов, которые строились на равнине. С такой башни дозорные могли издали видеть приближение не­приятеля. Для обороны крепости были присланы пушкари и 4 пушки. 

В 1667 году в Землянске имелся подземный ход длиной 30 сажень. Ход шел из горо­да к речке Землянке. А внутри Землянской крепости был выложен глубокий колодец и в нем находилась вода. Около крепости стали возникать слободы: Пушкарка, Бородовка. Солдатская и Казацкая. Здесь также имелись укрепления. От городской стены к речке Землянке были поставлены надолбы из двух соединенных между собой и вкопан­ных в землю бревен и приведены к черкаским слободам. Другая линия надолб нахо­дилась восточнее города, здесь надолбы стояли за речкою Вислым Колодезем, на 200 сажень, в два ряда и защищали Пушкарскую слободу. Надолбы были поставлены и в черкасских слободах по всем улицам и переулкам. 

Землянск хоть и был военной крепостью, но строился как жилой город, т.е. имел по­стоянный гарнизон, подчиненную территорию, где находились села, деревни и где по­лучали землю в качестве поместья дети боярские «служившие городу и России».