Вальс «На сопках Маньчжурии» - память о погибших героях
Старинный вальс «На сопках Маньчжурии» (который в Интернете можно скачать бесплатно, где конкретно - об этом в конце статьи), является одной из наиболее известных инструментальных мелодий, появившихся в начале ХХ века, когда ещё существовала Российская Империя.
Вальс «На сопках Маньчжурии» написал композитор Илья Шатров в 1906-1907 годах, в память о своих боевых товарищах, погибших на полях сражений.
Когда в 1904 году началась Русско-японская война, 214-й Мокшанский пехотный полк, где Илья Шатров служил капельмейстером (руководителем военного оркестра), был отправлен на фронт, и участвовал в боях, развернувшихся в Северном Китае.
Этим, кстати, и объясняется такое необычное «имя» вальса, как «На сопках Маньчжурии». Сопки - так называются холмы и низкие горы с округлой вершиной на Дальнем Востоке, в Китае и Корее, это типичный пейзаж в тех местах, а Маньчжурия - это историческое название северо-восточной части Китая.
Если отбросить всякую пропагандистскую шелуху, и говорить, как оно было на самом деле, Русско-японская война представляла собой драку русских и японских «бизнесменов в погонах» за право грабить китайцев и корейцев. Русская армия оккупировала Маньчжурию ещё в 1900 году, а в 1904-1905 годах японцы, по принципу «грабь награбленное», попытались отбить Маньчжурию у русских.
И вот в этой кровавой мясорубке были перемолоты ни за что ни про что, и без всякой пользы для народа и Отечества, десятки тысяч жизней простых русских людей, солдат и офицеров, в том числе остался лежать навсегда на сопках Маньчжурии и 214-й Мокшанский пехотный полк, из которого осталось в живых всего несколько человек, в том числе и сам Илья Шатров.
Оригинальное название этого вальса - «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», Илья Шатров назвал его именно так, но впоследствии столь длинное название укоротили многочисленные исполнители: и запоминать намного легче, и не только Мокшанский полк был загублен в этой бессмысленной войне. Оба названия, и полное, и сокращённое, имеют право на существование - первое как авторское, а второе как народное.
Вальс Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии» стал одной из наиболее часто звучавших в исполнении военных и духовых оркестров инструментальных мелодий, и в наше время его нередко слушают в записи, в формате mp3.
Несмотря на свою популярность, а может быть, и как раз по этой причине, мелодия «На сопках Маньчжурии» стала поистине многострадальной.
Как только музыка вышла на лидирующие позиции среди дореволюционных вальсов, и стала известной по всей стране, возник спор об авторстве. Дирижёр военного оркестра Казанского кавалерийского полка С.В. Григорьев в 1910 году объявил себя настоящим автором вальса «На сопках Маньчжурии», в связи с чем И.А. Шатрову пришлось доказывать своё авторство в судебном порядке, что было для того времени беспрецедентным случаем. Всё закончилось благополучно, и суд подтвердил, что подлинным автором музыки вальса «На сопках Маньчжурии» является Илья Алексеевич Шатров.
Затем случилась другая напасть. Как грибы после дождя, стали стремительно размножаться разные тексты, положенные на мелодию «На сопках Маньчжурии». И если некоторые тексты были в целом более-менее удачными, например, ставший уже классическим текст неизвестного автора «Тихо вокруг, сопки покрыты мглой…», то некоторые, с позволения сказать, «тексты», были явно неподобающими и совершенно неуместными. Приведём наиболее характерный пример.
Если помните, в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» главный герой Новосельцев (в исполнении Андрея Мягкова), пытаясь ухаживать за начальницей, начинает ей петь песню «Тихо в лесу, только не спит барсук» - как раз на мотив «На сопках Маньчжурии». Если бы режиссёру была известна история создания этой мелодии, вряд ли бы он допустил её использование в комедийном варианте.
Но известно совершенно точно, что сам Илья Шатров задумывал вальс «На сопках Маньчжурии» именно как инструментальную мелодию для духового оркестра, и никакого текста не предполагалось, то есть это была не песня, а чисто инструментальная музыка.
Как мне кажется, надо уважать авторский замысел, и поэтому вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» должен всегда звучать именно в инструментальной версии для военного духового оркестра.
Когда будете слушать вальс «На сопках Маньчжурии», не забывайте, что это не просто приятная мелодия, эта музыка - реквием по русским солдатам и офицерам, ставшим жертвами политических игр, погибшим ни за что ни про что, навеки оставшись покоиться на чужой земле, пропитанной русской кровью.